Программа «Я-школьник»
групповые адаптационно-развивающие занятия для учащихся первых классов, которые проводят психологи
Цель: создание
социально-психологических условий для адаптации первоклассников к ситуации
школьного обучения, которые позволят ребенку успешно учиться и развиваться.
Форма проведения занятий:
1. Игры и упражнения;
2. работа в группах;
3. работа в парах;
4. индивидуальная работа;
5. работа со сказкой;
Количество часов цикла занятий: 8 часов
Планируемые образовательные результаты:
Регулятивные УУД
- освоение
новых правил, осознание позиции школьника
Коммуникативные УУД
-сознание важности общения со сверстниками и взрослыми
- умение формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы
- допускать возможность существования различных точек зрения
Личностные УУД
- развитие уверенности в себе, своих учебных возможностях
- развитие понимания чувств других людей, умения сопереживать
Тематическое планирование
адаптационно-развивающих занятий «Я - школьник!»
№/№
занятий
|
Темы занятий
|
Занятие 1
|
Давайте познакомимся
|
Занятие 2
|
Я - школьник!
|
Занятие 3
|
Правила школьной жизни.
|
Занятие 4
|
Правила школьной жизни. Ролевой тренинг «Режиссеры и
актеры»
|
Занятие 5
|
Узнай меня поближе
|
Занятие 6
|
Учимся работать вместе
|
Занятие 7
|
Мои успехи в школе
|
Занятие 8
|
Наш класс-это все мы!
|
АВТОРЫ:
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
МУРАШКИНА С.В.,
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
СЕДЛОВА О.Г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Хухлаева
О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4)
2-е
изд., испр. и доп. – М.:Генезис, 2008
2. Аржакаева
Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих
занятий в 1 классе. – М., Генезис, 2012
3. Фопель
К., Чтобы дети были счастливы. Психологические игры и упражнения для детей
школьного возраста. – М., Генезис 2006
4. Материалы
с сайта педагога-психолога Бузыкиной Н.Н.http://buzykinana-n-n.ucoz.ru/index/moi_materialy_v_seti_internet/0-51
Программа «Впереди у нас 5-й класс»
групповые адаптационно-развивающие занятия для учащихся четвертых классов
ЦЕЛЬ:
- психологическая
готовность детей к новому этапу обучения
- осознание вхождения в
новую социальную роль - учащегося средней школы
- развитие навыков
рефлексии, способности к самоанализу
-развитие умения осознавать
свои психологические особенности, проявляющиеся в общении с другими людьми
- формирование УУД ( коммуникативных,
личностных и регулятивных)
Форма проведения занятий:
психологические игры
упражнения; творческие задания
творческая работа в группах, в парах
индивидуальная работа
Количество часов - 2 часа
Планируемые образовательные результаты:
Регулятивные УУД
- умение ставить перед собой конкретную цель,
планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.
Коммуникативные УУД
- осознание
важности общения со сверстниками и взрослыми
- умение формулировать собственное мнение и позицию
- допускать возможность существования различных точек
зрения
Личностные УУД
- эмпатия как понимание чувств других людей и
сопереживание им
Тематическое
планирование
адаптационно-развивающих занятий «Впереди у нас 5-й
класс»
№/№
занятий
|
Темы занятий
|
Занятие 1
|
Начинаем разговор
|
Занятие 2
|
Впереди у нас 5-й класс
|
АВТОРЫ:
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
МУРАШКИНА С.В.,
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
СЕДЛОВА О.Г.
Литература:
1. О.В.Хухлаева. Тропинка к
своему Я: уроки психологии в начальной школе (1-4), Москва, Генезис, 2008
2.
М.
Р. Битянова «Организация психологической работы в школе» [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/bit/bit-001-.htm]
3.
Е.
Коблик. «В первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе»
4.
Михляева
А.В., Румянцева П.В. «Школьная тревожности»
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«РАЗВИТИЕ
ТВОРЧЕСКИХ И МЫСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ»
ВОЗРАСТ: 8-9 ЛЕТ (ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2-3-Х КЛАССОВ)
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 1
ГОД
АВТОР: СЕДЛОВА О.Г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Умение мыслить необходимо каждому
ребенку. Ведь и в учебе, и в жизни устойчивого успеха добиваются люди, умеющие
действовать логично, последовательно, творчески.
Психологами
установлено, что дети, часто решающие задачи на развитие мыслительных и
творческих навыков, заметно улучшают свои способности к мышлению и творчеству:
легче сверстников справляются с учебными задачами, увереннее действуют в
нестандартных ситуациях, творчески подходят к решению поставленных задач.
Программу
«Развитие творческих и мыслительных навыков» мы проводим во
втором-третьем классах. Так как основная задача этого возраста развитие
познавательной сферы: восприятия, внимания, памяти, мышления.
Занятия
проводятся в группах по 12-15 человек. Для детей, которым сложно успешно
воспринимать материал в группе, испытывают трудности в учебе и социальной
адаптации проводятся дополнительные
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ и занятия в мини-группе. На занятия дети направляются по
решению Координационного советы ЦО, по рекомендации учителя, по запросу
родителей.
Цель программы - развитие интеллектуального и творческого
потенциала детей.
Задачи:
-
развивать у школьников умение анализировать,
синтезировать, рассуждать, выделять главное, сравнивать, делать выводы, мыслить
логично, творчески
-
формировать у школьников знания об основных психических процессах: мышлении,
внимании, памяти
-
развивать навыки саморегуляции, самоконтроля.
Отличительная особенность данной
программы в том, что она объединяет в одно целое формирование и развитие
важнейших в данном возрасте познавательных процессов (ощущений, восприятия,
внимания, памяти, мышления), произвольности, пространственных представлений,
творческих способностей.
Для групповых занятий курс рассчитан
на 1 год 36 недель по 1 часу в неделю для учащихся 2-3-х классов. Итого: 36
часов в год.
Для индивидуальных занятий курс рассчитан на один год 36 недель по 2
часа в неделю: 4 учащихся 2-3-х классов по 30 минут на каждого. Итого: 18 часов в год.
Форма
проведения:
- психологические игры;
- урок;
- упражнения;
- работа в группах;
- индивидуальная работа;
- работа в мини-группах;
- конкурс;
- работа со сказкой;
- индивидуальные консультации.
Ожидаемый результат:
В ходе освоения программы учащиеся:
1. приобретают знания:
-
об основных психических процессах: мышлении, внимании,
памяти
2. овладевают умениями:
-
анализировать
-
синтезировать
-
рассуждать
-
сравнивать
-
делать выводы
-
мыслить логично
-
мыслить творчески
3. овладевают навыками:
Учебно-тематический план
Раздел курса |
Содержание
материала
|
Теория
|
Практика
|
Кол-во часов
|
Индивидуальные
занятия. Кол-во часов
|
Вводное занятие |
Знакомство с детьми.
Инструктаж по технике безопасности
|
1
|
1
|
0,5
|
|
Развитие
мышления,
пространственных представлений
|
Упражнения и задачи
на развитие логического, наглядно-образного, абстрактного, понятийного
мышления. Тренировка в умозаключениях, рассуждениях.
|
2
|
9
|
11
|
5,5
|
Развитие памяти
и внимательности, произвольности
|
Упражнения и игры,
способствующие развитию зрительной, слуховой памяти, произвольного внимания.
Формирование самоконтроля.
|
2
|
9
|
11
|
5,5
|
Развитие
творческих
навыков
|
Разгадывание,
расшифровывание задач. Нахождение нестандартных решений, придумывание задач,
сочинение сказок. Развитие гибкости мышления
|
2
|
10
|
12
|
6
|
Итоговое
занятие
|
Конкурс между командами (в мини группе) на
мышление, память, внимание, совместное сочинение сказки
|
1
|
1
|
0,5
|
|
Итого:
|
36
|
18
|
Литература:
- Н.П.Локалова. «120 уроков психологического развития младших школьников». Ось-89, 2006.
- А.З.Зак. «Как развивать логическое мышление?» Москва, 2003.
- О.А.Холодова. Юным умницам и умникам. Москва. РОСТ, 2011.
- О.В.Хухлаева. «Тропинка к своему Я». Москва «Генезис», 2004.
- К.Фопель. «Как научить детей сотрудничать». Москва «Генезис», 2003
Комментариев нет:
Отправить комментарий