Психологический клуб "Познай себя и других": цели, задачи, ожидаемые результаты
Занятия в клубе проводят школьные психологи
Младший школьный возраст – это период
интенсивного усвоения самых разных правил, не только учебных, но и общественной
жизни. Именно в этом возрасте формируются многие физиологические и психические
особенности ребенка. От того, как пройдет этот период, в какой среде будет он
развиваться, зависит его дальнейшая жизнь.
В
Центре образования №1452 «Богородский» с 2007 года в блоке
дополнительного образования работает психологический клуб «Познай себя и
других» для учащихся начальной школы.
Курс создан на основе
мультикомпонентной программы
профилактики нарушенных форм адаптации
детей младшего школьного возраста, зависимости от психоактивных веществ
и ВИЧ/СПИДа «КОРАБЛЬ». Авторы:
Е.И.Дубровинская, О.В. Пентус, П.М.Вуколова.
В связи с переходом школы на новые
ФГОС, эта программа может успешно использоваться для решения новых образовательных задач.
Для полноценного развития личности
ребенка одного интеллектуального развития недостаточно, ребенку необходимо
понимать себя. Если не помочь детям научиться принимать свои чувства, адекватно
выражать их и находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций, то в
дальнейшем у них могут сложиться трудности в социальной адаптации, что является
предпосылкой развития отклоняющегося поведения.
Программа занятий психологического
клуба «Познай себя и других» способствует формированию коммуникативных, личностных, регулятивных учебных действий.
Цель программы
- повышение психосоциальной адаптации детей.
Задачи:
1. Формировать адаптивные и
эффективные стратегии поведения
2. Развивать личностные ресурсы
3. Способствовать осознанию
собственных эмоций
4. Мотивировать на познание
собственного эмоционального мира
5. Формировать позитивную
самооценку
6. Развивать коммуникативные навыки
7. Развивать умение отстаивать собственное мнение
8. Научить разрешать конфликты мирным
путем
10. Формировать умение ставить перед собой цели и достигать
их
11. Стимулировать интерес к
самопознанию
Программа клуба рассчитана на детей
8-10 лет (3 – 4 кл.)
Ожидаемые образовательные
результаты:
·
Мотивация
на самопознание и самоизменение
·
Зачатки
осознания своих достоинств и недостатков
·
Осознание
актуальных желаний и мотивов поведения
·
Сформированная
мотивация достижения результата
·
Дети
будут знать: чувства, которые может испытывать человек;
·
Дети
будут уметь: понимать и принимать чувства других людей; на практике
ориентироваться в проблемной ситуации и находить наилучший способ выхода из
нее; взаимодействовать, сотрудничать,
совместно принимать решения.
Основная форма работы с детьми по
данной программе – групповая. Преимущество групповой работы в том, что группа предоставляет
возможность получения обратной связи и поддержки от участников. Группа облегчает
процессы самораскрытия и самопознания. В группе дети могут экспериментировать с
различными стилями отношений, идентифицировать себя с другими.
Д.Б.Эльконин утверждал: «Ни в какой
другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь
взрослых, такого действенного выделения общественных функций и смысла
человеческой деятельности, как в игре».
Для ребенка младшего школьного
возраста одной из составляющих его полноценного развития является двигательная
активность. Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею
положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают
работу всех органов и систем.
Программа представляет собой ролевую
игру. Основной принцип формирования учебных действий – метафоризация
психологических представлений. В 3-м классе дети становятся членами команды и
под руководством ведущего - капитана корабля – путешествуют по ОКЕАНУ ЧУВСТВ.
Цель путешествия – ГОРОД РАДОСТИ, а на пути им встречаются испытания,
трудности, которые они преодолевают вместе. В 4-м классе – путешествуем по КОРОЛЕВСТВУ
ВНУТРЕННЕГО МИРА.
Плывен в Город РАДОСТИКто с нами? |
Используемые методы работы:
·
Ролевые
игры. Благодаря ролевой игре на занятиях происходит выход запрещенных или
социально не одобряемых побуждений (агрессия может проявляться в игре).
·
Рисуночные
методы. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и самопознания.
Она является средством преимущественно невербального общения.
·
Ритуалы
выполняют функцию закрепления позитивной программы.
·
Элементы
сказкотерапии. Сказки являются непосредственным отображением психических
процессов бессознательного и по своей ценности превосходят любую другую форму
донесения информации.
·
Групповое
обсуждение. Дети учатся находить компромисс и отстаивать свои взгляды и
жизненные позиции.
·
Мозговой
штурм создает возможности для создания новых творческих и разнообразных идей,
поиск новых вариантов решения проблем, обмен мыслями и идеями.
·
Когнитивные
методы. В основе когнитивного метода лежит информационный метод. Для решения
различных жизненных ситуаций, этот метод позволяет действовать не импульсивно,
не принимать скоропалительных выводов, а привлекать собственные умственные
возможности.
·
Интерактивные
игры. Разминки. Игры-упражнения необходимы для освобождения собственных
психологических границ, для улучшения взаимодействия между всеми членами
группы, поднятия уровня активности группы.
Опыт работы по данной программе
позволяет сделать выводы:
Ø
Дети
проявляют большой интерес к формату и содержанию занятий.
Ø
Появившиеся
зачатки рефлексивных способностей позволяют детям в средней школе лучше
понимать себя и других.
Мурашкина Светлана Вячеславовна,
руководитель психологической службы
ГБОУ ЦО №1452 «Богородский»
Плахотнюк Наталья Александровна,
педагог - психолог
ГБОУ ЦО №1452 «Богородский»
Первое занятие 2012-13 учебного года |
http://prosto-vmeste.blogspot.com/p/blog-page_91.html
3В Скоро будет готова карта и мы начнем путешествие по Океану Чувств |
Занятие "Остров Страха"
(из цикла "Кораблик")
16.10.2012
Мы обсудили вопросы: Что такое страх? Какие бывают страхи? Зачем нам нужно такое чувство? Ребята нарисовали маски Страхов.
3А
3Б
Занятие "Я и мое имя"
(из цикла "Королевство внутреннего мира")
“Как тебя зовут?” — один из первых вопросов к ребенку, когда взрослый или сверстник вступает в общение с ним.
Ребенок очень рано идентифицируется со своим именем и не представляет себя вне его. Можно сказать, что имя человека ложится в основу его личности. Ребенок отстаивает право на свое имя и протестует, если его называют другим именем.
Важность имени для формирования личности ребенка нельзя переоценить.
4А
Занятие "Дом моей души"
(из цикла "Королевство внутреннего мира")
24.10.2012 4А
Прекрасный и манящий ОКЕАН ЧУВСТВ... Путешествие обещает быть увлекательным и необычным...
ОтветитьУдалить