Если подросток демонстрирует многократное, намеренно жестокое поведение, в первую очередь принять меры должны окружающие его взрослые: во-первых, родители, во-вторых, педагоги и специалисты.
Однако, следует
иметь в виду, что жестокость может проявляться неосознанно и во вполне
благополучных семьях в виде игнорирования природных потребностей ребенка. В
младенчестве травма может возникнуть, если ребенок кричит, а мама очень долго
не подходит, не реагирует. В более позднем возрасте травматичным может оказаться
запрет или жесткое осуждение исследования окружающего мира: мама может
проявлять чрезмерный страх или косвенно обвинять в предательстве ребенка,
проявляющего интерес к чему-то или кому-то помимо мамы. Проходит время и
важнейшей потребностью ребенка становится создание какого-то своего продукта:
ему нужно что-то нарисовать, слепить, исполнить. В этот период жестоким будет
высмеивание, осуждение ребенка. Казалось бы, что тут страшного - ребенка же
никто физически не наказывает? Однако с точки зрения закономерностей развития
психики, повторяющиеся травмирующие слова и оценки могут наносить существенный
ущерб. Если такие вредные воспитательные стратегии в семье практикуются
систематически, ребенок постепенно научается быть нечувствительным не только к
собственной боли, но и к боли другого человека.
Комментариев нет:
Отправить комментарий